Для вас, родители

Несколько советов о том, как повысить успеваемость ребенка на занятиях.

Сделайте рабочее место удобным. На рабочем месте ничего не должно отвлекать ребенка от выполнения заданий. Часто бывает, что дети вынуждены делать уроки на кухне, где есть удобный стол и нормальное освещение. Именно поэтому сделайте рабочий уголок в комнате ребенка, где будет достаточно места для того, чтобы разложить несколько книг, поставить ручки и карандаши, чтобы легко можно было дотянуться до полки, где стоят учебники и словари.

Выключайте телевизор. Возьмите за правило не включать телевизор, если на данный момент время делать домашнее задание. Телевизор, как говориться, затягивает. Сел смотреть, и времени ни на что другое больше не осталось. В случае, если там показывают действительно что-то интересное, то это всегда можно записать на видео.

Что делать с радио и музыкой? Доказано, что некоторые виды музыкальных произведений (исключая тяжелый рок) способствуют усвоению материала, поэтому понаблюдайте, если любимая радиостанция не мешает, а наоборот способствует выполнению домашнего задания, значит, не надо запрещать ребенку, слушать радио во время выполнения домашних заданий.

Регулярность - ключевой фактор. Неплохо было бы, если ваши обеды и ужины (или хотя бы ужины) происходили в одно и тоже время. Чтобы у ребенка был четкий ориентир, что он делает все уроки до ужина или, наоборот, начинает делать уроки после ужина. В качестве поощрения за каждый выполненный блок домашнего задания можно придумать какое-либо поощрение.

Наглядная организация. Купите или сделайте сами большой календарь, куда можно делать пометки о важных учебных событиях, о том, сколько времени осталось до конца четверти, триместра, о времени экзаменов. Это будет служить наглядным напоминанием ребенку и не создаст ложного впечатления, что еще много времени и к экзамену можно подготовиться и после. А после как-то не наступает, и все приходиться делать в последний момент.

Научите ребенка учиться. Подскажите, что необходимо знать ребенку, чтобы выполнять задания максимально эффективно:

1.      делать пометки при чтении глав и параграфов

2.      научиться сжимать материал до главных мыслей

3.      научиться пользоваться таблицами и схемами

4.      научиться передавать своими словами, прочитанное в тексте

5.      научите его делать карточки, по которым можно быстро повторить важные даты, формулы, слова и т.д.

6.      также ребенок должен научиться записывать за учителем не слово в слово, а только важные мысли и факты.

Научите ребенка не волноваться перед тестомГлавное, что должен запомнить ребенок, это то, что ночью, перед контрольной необходимо хорошо выспаться, а не усиленно готовиться. На контрольной лучше иметь при себе запасную ручку, карандаш и бумагу. Объясните, если ребенок волнуется, то чтобы избавиться от волнения необходимо сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, и паника пройдет.

Во время выполнения домашнего задания, следите за состоянием ребенка. Если ребенок устал, рассержен или расстроен, потому что задание слишком длинное и сложное, и это уже не первый раз, возможно, стоит вмешаться и дать ребенку небольшой тайм-аут, прекратив домашнюю работу на сегодня. Я думаю, что объяснить учителю невыполнение домашнего задания будет не так уж сложно.

Должны ли родители помогать ребенку с домашними заданиями? Родители могут помочь ребенку натренировать правильное написание слов, диктуя тексты и слова, понять сложную математическую задачу. Если задание не сложное и ребенок в состоянии его сделать и чему-то научиться из этого процесса, лучше не вмешиваться, а предложить свою помощь при проверке. Также просьбу ребенка помочь нужно принимать с радостью, и не ворчать. Не забывайте также делать позитивные комментарии, когда проверяете или делаете с ребенком домашние задания. У ребенка не должно быть чувства страха, что при выполнении домашних заданий его будут ругать.

Следите за процессом. Интересуйтесь делами ребенка в школе, но не устраивайте ему допросов с пристрастием. Подойдут вопросы типа: "Как прошла контрольная по математике?", "Как у тебя дела с рефератом по истории? Нужна моя помощь?" и т.п. Обращайте внимание на оценки ребенка, а также на пометки учителя, если таковые практикуются в вашей школе. Все это может служить знаком, как у ребенка идут дела по тому или иному предмету. Вы можете в любой момент подойти и поговорить с учителем, но будьте осторожны, это стоит делать с согласия ребенка, иначе у него может появиться ощущение, что вы вмешиваетесь в его дела, шпионите за ним (если, конечно, дело не дошло до того, что вас вызывают в школу). Обращайте внимание на высказывания типа "он/она ужасный учитель", что показывает следующее: ваш ребенок не справляется с предметом в силу ряда различных причин, нужна ваша помощь.

Родители работают, детей тоже стараются занять и спортом, и творчеством. На уроки остаётся не так много времени. Даже если вы неработающая мама, отдающая всё своё время ребёнку, то, просидев положенное время над заучиванием новых слов, на следующий день может выясниться, что не очень-то они и засели в голове.

Предлагаю несколько приёмов, годных к использованию именно родителями, не важно, знают они предмет или нет.

Эффективнее учить новые слова или правило не за письменным столом, а между делом: на совместной прогулке, в транспорте, по дороге в школу, в магазин или на тренировку. Ребёнок не будет воспринимать это время как приготовление уроков, соответственно не будет уставать, капризничать и лениться. Когда он придёт домой и сядет за уроки, его ждёт сюрприз: то, к чему и прикасаться-то было страшно, уже сделано!

Запоминать лучше в несколько приёмов. Спрашивайте ребёнка заданное правило несколько раз в течение дня. Вы увидите, что каждый раз он всё легче будет его вспоминать.

Очень полезно повторить то, что надо запомнить, перед сном и утром - это хороший действенный способ.

Вселите в ребёнка уверенность в своих силах. Преподнесите один из этих приёмов как "секретное оружие", использование которого не может не дать результатов.

Хвалите чадо, уверяйте его в том, что результата достиг он сам, что теперь такие задания для него "раз плюнуть", и вообще дело пойдёт совсем по-другому.

Никогда не помешает правильная мотивация, можно и подкупить отпрыска, например походом в кино.

Я не говорю, что учить с ребенком, таким образом, легко и просто, это немаленькая нагрузка на родителей. И это изо дня в день.

Однако, пользуясь этими приёмами, вы снизите учебную нагрузку на вашего ребёнка, облегчите его жизнь, вселите уверенность в своих силах и просто добьётесь желаемых результатов.

Памятка для родителей пятиклассника

1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Как готовить домашние задания

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

2. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

4. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

5. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

6.Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

8. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

10. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом - запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

15. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20. Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод "5П"

(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П - просмотри текст (бегло);

2П - придумай к нему вопросы;

3П - пометь карандашом самые важные места;

4П - перескажи текст (используя ключевые слова);

5П - просмотри текст повторно.

Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут.

Важно помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните, ребенок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Способность концентрировать свое внимание

Многие родители знают, что маленький ребенок не способен выполнять свои школьные задания или обязанности по дому в течение длительного времени, он не может долго концентрировать свое внимание при выполнении домашних заданий. Это не повод для волнений и ни в коем случае нельзя пытаться найти в этом состоянии какие-либо у ребенка отклонения. Такие проблемы в этом возрасте совершенно естественны. Многие родители волнуются по поводу неспособности ребенка усидеть на одном месте, не вставая и не отвлекаясь на какой-нибудь интересующий его предмет, все это препятствует нормальному усвоению школьных занятий, выработки усидчивости и работоспособности. Часто этого легко можно избежать. Причиной могут служить чрезмерные физические и умственные нагрузки на ребенка, возможно, он не достаточно спит или отдыхает, у него могут быть стрессовые ситуации в течение дня, школьные занятия отнимают у него слишком много времени.

Развитие речи

Родители также могут способствовать развитию речи своих детей, правильно произнося слова, открывая все многообразие языковых возможностей. Обязательно исправляйте у ребенка неправильное произношение и ошибки речи.

Навыки разговорной речи, которыми должен обладать ребенок перед поступлением в школу:

1. Правильно произносить знакомые ему слова.

2. Говорить свободно, бегло, четко проговаривая все слова. В зависимости от ситуации он должен уметь говорить громче или тише.

3. Уметь выражать свои мысли в кратких связных предложений и рассказывать небольшие истории.

4. Уметь отвечать на простые вопросы, касающиеся содержания прочитанной сказки или рассказа, просмотренного детского фильма.

5. Уметь самостоятельно формулировать вопросы, если ему что-то непонятно.

6. Знать наизусть небольшие стихотворения, уметь правильно расставлять акценты в предложении.

Не следует беспокоиться, если ребенок овладел еще не всеми из перечисленных навыков устной речи. Все, что он еще не умеет или не знает, он познает в школе.

Как научить ребенка слушать

Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:

- Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).

- Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения ) - аудио кассеты.

- Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.

- Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.

 

Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио.

Памятка родителям.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Общие рекомендации

1. Безусловно принимать ребёнка- значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.

5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

6. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

7. Постепенно , но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.

8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

9. Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

10. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

11. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

12. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.

13. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. например:

Мне хорошо с тобой

Я рада тебя видеть

хорошо, что ты пришел

Мне нравится как ты...

Как хорошо. что ты у нас есть

Ты мой хороший.

14. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.